«Журналист может совершить переворот одной статьей, политик – одним законом, рок-группа – одной песней. Я потратил целую жизнь на то, чтобы лишить дизайн элитарности. Может, я не лучший дизайнер на планете, но по крайней мере мне это удалось».
Филипп Старк – один из самых популярных и востребованных дизайнеров современности. Этот человек полон жизни, идей и решимости изменить мир к лучшему. Непринуждённость, веселье и вместе с тем глубокое понимание жизни замечается не только в сияющем взгляде художника, но и во всём что он делает.
А делает он действительно всё! Уже в 19 лет Старк открыл собственное предприятие по производству надувных изделий. И с этого времени под его руководством осуществлялись самые разнообразные проекты: от дизайна часов, детских игрушек и столовых приборов до интерьеров кофеин и самых роскошных отелей мира. Его работы по откровенности и страстности схожи со стихами Бродского, а своей непосредственностью и мятежностью напоминают музыку Ramones. Каждый его проект – это отдельный мир, способный подарить то редкое ощущение свободы, которое человек испытывает только наедине с собой.
Когда 18 января 1949 года в Париже в семье Старков появился на свет мальчик, ему наверняка суждено было перевернуть мир. Отец Старка – скромный авиационный инженер, принимавший участие «в грандиозном и непрекращающемся приключении французского авиастроения» заложил в ребёнке страсть к поиску неординарных решений.
Филипп прославился как создатель необычной пластиковой мебели. Первый складной стул «Франческа» он спроектировал в 1968 г. Созданный им в 1985 г. трёхногий стул для кафе вызвал настоящую сенсацию. Идею этого популярного стула дизайнер шутливо объяснил тем, что хотел помочь официантам, которые всё время цепляются за ножки стульев, обслуживая клиентов.
Делать работу, которая приносила бы пользу человеку – это значит двигать цивилизацию вперёд. Воплощая чью-то мечту в реальность, сознательно принимаешь участие в эволюции человечества.
Концепция роста стала творческим кредо Филиппа Старка, который продолжает изобретать именно свой велосипед.
Трудно сказать, остались ли на земле вещи, чью форму Старк бы не создал заново. Фантазия дизайнера брызжет неиссякаемыми идеями. В нее, как в кипящий чан, можно поместить любой предмет, чтобы получить его неожиданно обновленным, оголенным до самой архетипической идеи, или наоборот, скрытым под наслоениями смыслов.
За свою карьеру Старк проектировал все: зубные щетки и жилые кварталы, огромное количество стульев и факел для зимних Олимпийских игр 1992 года, механическую соковыжималку для цитрусовых (уже ставшую классическим примером во всех учебниках по современному дизайну, несмотря на неудобство процесса выжимания) и телефонный аппарат в виде крючка, телевизоры Thompson и бутылки минеральной воды Glacier, компьютерную мышь Microsoft и кухонные принадлежности Alessi, багажные сумки Louis Vuitton и интерьеры личных покоев Франсуа Миттерана…
Старк, разрабатывая новый революционный дизайн продукции фирмы «THOMSON» – уже решал маркетинговую и одновременно психологическую задачу, придумав основной лозунг компании: «Thomson: от технологии к любви». Ведь технология не конечная цель, а только средство. Конечной целью был первоначальный приоритет, основанный на гуманности, где фундаментальный критерий – любовь к человеку.
«Все, что дёшево, легко, прозрачно и может быть многократно воспроизведено, для меня образец современной элегантности. Чем меньше в предмете материального – тем больше в нём человеческого», – формулирует свои идеи мастер. Вещи в нашем мире должны играть не только функциональную, но и символическую роль. Так светильник становится воплощением идеи принципа света, а стул – опоры. Причём лампа в стиле автомата Калашникова тоже является проявлением неординарности мышления.
Талантливый бизнесмен Старк не хочет просто выгодно продавать товары под собственной маркой. «Если мне неинтересно, я лучше буду спать или проведу время с семьёй и друзьями», – говорит он.
Деньги для Филиппа не так важны, это подтверждают и его коллеги. Он действительно диктует некоторым производителям достаточно низкие цены. Производство очаровательных предметов «от Старка»: наручные часы, сантехника или мухобойка, – становится недорогим и доступным.
Старк явно недолюбливает конвейерную рутину и это неудивительно. Люди устают от одинаковой мебели или посуды. Стул и одновременно столик в виде симпатичного гномика – это проявление чувства юмора, присущего Старку. Маэстро создал себе имя не только работами, но и звёздным эксцентричным поведением. Шутник, балагур, который, как он сам говорит, «на самом деле ничего не смыслит в дизайне».
Принципиальная творческая позиция, основанная на морали: «Мы не работаем в производстве оружия, мы не работаем для производителей алкоголя или табака, и мы не работаем для кого бы то ни было, использующего деньги из сомнительных источников».
Филипп Старк искренне хочет дать людям возможность хоть на секунду стать счастливыми. Себя он также считает счастливым человеком. У него есть любимая жена, которая о нём преданно заботится, талантливые дети. Правда Филипп не очень хочет, чтобы дети шли по его стопам. Но время покажет: может, он станет родоначальником творческой династии.
А какой же стиль выбирает маэстро лично для себя? Ответ Филиппа: «У меня нет стиля – посмотрите на меня! Иногда я покупаю что-то на «блошиных рынках», иногда у молодых дизайнеров, иногда получаю подарки... Мой стиль – свобода!»
«Настоящий дизайн – это функционализм. То, что делаю я, скорее фрейдизм»
«Всё, что я делаю – символично. У всего есть значение».
«У меня психическое расстройство под названием креативность».
«Люди, у которых много денег, могут позволить себе чрезвычайно красивые вещи. Наша задача – подарить им эту мечту. У других денег нет, но тоже есть представление о прекрасном. Они заслуживают, чтобы с тем же уважением и любовью мы дали им немного другие вещи».