Опыт обмена идеями новых московских архитекторов.
Мир архитектуры давно стал глобальным. Осенью 2021 года в Нью-Йорке было завершено строительство сверхтонкого небоскреба на Манхеттене по проекту московского бюро «Meganom». Одновременно в Москве лондонские «Zaha Hadid Architects» не только начали реализовывать проекты сразу пяти новых небоскребов «Union Towers» и целого микрорайона на Рублёвке, но и приняли участие в крупнейшем столичном форуме молодых архитекторов «Открытый город» («Open City»), где наравне с российскими коллегами делились идеями, как по-новому обустраивать столицу и другие города страны.
Подобных вдохновляющих примеров много, но не все они заметны за пределами отрасли. Как выразился главный архитектор на открытии форума Сергей Кузнецов – как правило, новые идеи задолго до публичной формализации циркулируют и проходят проверку на практике. Хороший пример – Генплан Москвы 1935 года, который как часто пишут в учебниках, определил облик столицы на десятилетия вперед, но на самом деле был официально принят, когда уже были запущены первые поезда московского метро и построены первые «сталинки» Иваном Жолтовским и его учениками. Спецкор журнала «Горпроект» Максим Кирсанов пообщался с новым поколением молодых московских архитекторов, чтобы понять, чем они руководствуются, планируя глобальные архитектурные проекты, внутри которых нам всем скоро возможно придётся жить.
Социология и другие науки для искусства строительства
Архитекторы часто называют себя художниками, но в современных условиях вынуждены работать скорее, как ученые, ведущие междисциплинарные исследования – в плотном окружении специалистов по инженерии, культурологии, статистике, демографии, программирования, бухгалтерии, авторскому праву и многому другому вплоть до сложной социологии. Последние, например, по заказу девелоперов бывшей промзоны ЗИЛа выяснили удивительный факт, что традиционный маркетинг жилых комплексов с упором на «семейные ценности» вызывает раздражение у многих категорий потенциальных покупателей. Как оказалось, не все рады видеть постоянно галдящих детей в своём дворе. Молодых мам наоборот раздражают взрослые велосипедисты, каждый из которых будто мечтают сбить её малыша. Пожилых покупателей, как и следовало ожидать раздражали все.
Архитекторы, получив вводные, решили задачу более сложным устройством придомовых территорий, созданию зон, отделяющих одних покупателей от других для общей комфортной жизни. Этот метод работы с архитектурными комплексами не на уровне «формы» и «концепции», а на уровне управления людскими потоками в России в новинку. При этом, для приглашенных к ноябрьскому форуму «Открытый город» английских и немецких архитекторов из бюро «Zaha Hadids», именно такой уровень взгляда является базовым при решении проблем. В рамках воркшопов с молодыми российскими коллегами наследники легендарной Захи Хадид продумали шесть альтернативных сценариев развития территории Кутузовского проспекта и Сити для реализации этого сложного района столицы, каждый на основе сложных параметрических моделей. Учитывая успехи лондонского бюро на конкурсах в России, возможно, скоро подобные подходы, превращающие архитектора из «художника-зодчего» в математика, начнут распространяться повсеместно.
Разумеется, сухой англо-сакнсонской прагматичности ответило сразу несколько отечественных архитектурных школ, ищущих вдохновения, наоборот, в образных рядах и душевных переживаниях. Некоторые бюро, как «Nowadays office» или «Citizenstudio», обратились к прошлому. Если первые во впечатляющей коллекции зарисовок «Московские катастрофы» описали, как Москва теряла свои площади: от «Крымской» и «Сухаревской» до «Таганской», «Манежной» и «Триумфальной», то вторые проанализировали альтернативные пути развития столицы. Что если бы Китайгородскую стену не снесли? А если бы застроили город модернистскими «горизонтальными» небоскребами Эля Лисицкого вместо «сталинок»? А если бы вместо того, чтобы взрывать более 200 храмов их переделали бы в 1920-ые под офисы времён НЭПа? Вывод экспертов, что при множестве развилок, Москва всегда осталось бы собой, но в целом, нынешнее её состояние – не худшая из возможностей.
Об альтернативных смыслах того, что такое город и какая реновация ему нужна, предложили помечтать бюро «UNK project» и «Kleinewelt Architekten». Последние предложили архитекторам для вдохновения посмотреть на здания на византийских иконах XV века и придумать, как могли бы использоваться подобные формы в современной городской среде.
Бюро «Дружба» в рамках анализа «черных дыр города» предложило активнее искоренять бесконечные заборы городских улиц, вдохновляясь неуютностью многих мест. Некоторые эксперты, обучающие студентов-архитекторов, предлагали вдохновляться чем-то принципиально неутилитарным, например, организовать биеннале в Арктике, как предложил известный художник Александр Пономарев (с которым главный архитектор столицы работал над «ледяной пещерой» Зарядье).
А главный приз форума за лучший проект получили самарские архитекторы Сергей Малахов и Евгения Репина, которые сделали поэтический манифест – «право на обитание», где предложили архитекторам не считать себя умнее своих сограждан и ценить архитектуру традиционных российских дворов и других примеров «низовой организации» людей, полюбить «пустоту» и «задворки», вплоть до вариантов реализации «мест для курения». Этот иронично-пародийный проект с лозунгами вроде «никто не должен подвергаться пыткам постоянных реноваций» и требованиями «разумного ограничения громадности», кажется, символизировал, что тяга российских архитекторов к вдохновению визуально-эстетическими эссе не искоренима, несмотря ни на какой прогресс. Эти «эскапистские» идеи в сообществе словно специально подчеркнули даже на уровне оформления форума – все два дня горячих обсуждений над крышей флигеля Музея Архитектуры над серьёзными градостроителями висели десятки розовых единорогов, созданные художницей Юлией Наполовой.
По мнению организаторов такое оформление должно вдохновлять специалистов на достижение компромисса между возвышенными идеями и реальными возможностями.
Самыми компромиссными подходами отличились воркшопы институтов «Градплана» и «Генплана» Москвы. Первые предложили редевелопмент малых рек Москвы (который уже происходит в столице в районе Яузы) и даже рассчитали экономическую эффективность застройки типовых промзон вдоль малых рек (обещая 13 млрд инвестору и более 70 млрд в бюджет Москвы при вложениях в реку Городню близ Царицыно). При этом они предусмотрели комфортную жизнь людей в зоне строительства новых веток МЦД и Юго-Восточной Хорды, которая возводится прямо сейчас. По мнению «Градплана», на место нынешних десятков кранов SANY и сотен квадратных метров лесов PSK-CUP, после завершения строительства эстакад вполне могут прийти зона отдыха для любителей экстремального спорта, мини-парки и велодорожки.
Институт «генплана» похожим образом с использованием больших моделей и глубинными интервью, предложил концепцию строительства университетского кампуса в центре Коммунарки. Привлеченные к воркшопу студенты попытались сделать концепцию будущего студенческого городка удобной для жителей ТиНАО и для учёных, в том числе надеясь улучшить работу и наукограда-Троицка и легендарной 40-ой больницы. Оба проекта при своей традиционности, а может благодаря ей, вызвали меньше всего споров, символизируя и поступательность развития московской архитектурной школы, и улучшенную способность власти к диалогу с обществом. Сложность последнего отметил на форуме и Сергей Кузнецов, хорошо знающий вопрос. Изучив в поисках вдохновения в своей диссертации о генпланах Москвы ситуацию в 1989 году, когда в разгар «перестройки» и гласности архитектурное сообщество не смогло найти общий язык с обществом, нынешний ответственный за развитие облика столицы хорошо понимает, как важно учиться объяснять, общаться и доказывать, что то, что делаешь ты и твои коллеги – полезно и красиво.
Талантливый архитектор как деятель эпохи возрождения
Всем победителям воркшопов главный архитектор столицы подарил книгу «Город для пешехода» Джефа Спека, выдержавшую в России уже три переиздания – каждый раз с новой обложкой на основе картин авторства самого С.А. Кузнецова.
Словно, чтобы подчеркнуть разнонаправленность талантов успешного архитектора, параллельно с форумом в Москве продолжает проходить большая выставка акварелей главного архитектора на городские темы «Падает Свет».
Впрочем, много лет увлеченный живописью Сергей Олегович не одинок в своём увлечении искусством. Пока его картины занимают два этажа небольшой галереи «Триумф», другой его коллега, глава бюро SPEECH Сергей Чобан не в первый раз сотрудничает с Третьяковкой. Если в 2019 году он создавал дизайн Биеннале современного искусства, то в 2021 году сделал сложное и необычное оформление для крупнейшей в истории выставки Врубеля. Воистину, талантливый архитектор, как и художник эпохи возрождения, всегда найдёт источники для вдохновения.
Вернемся к начальной мысли статьи. Мир архитектуры действительно глобальный. В Москве в парке Горького, легендарное японское бюро «SANAA», презентовало проект реконструкции павильона «шестигранник» (созданного 100 лет назад Иваном Жолтовским), и команда молодых архитекторов «LIPMAN ARCHITECTS», только недавно закончивших университеты выиграло конкурс на новый летний кинотеатр (из использованных пластиковых бутылок!) для того же «Гаража».
В условиях стремительного развития архитектуры расстояние от мировых метров до новичков, которые могут выиграть международный конкурс, сократилось как никогда. И возможно время, когда участники таких форумов, как «Открытый город» будут определять в каком городе нам жить – близко, как никогда. Будем надеяться, вдохновение не оставит их, и ещё подарит нам много новых шедевров или хотя бы просто удобный для жизни, «открытый для всех» город.