ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО
У Руля

Мысли за рулем: вождение, как состояние души

11 Февраля 2021

Вот уже более 20 лет профессор Линн Пирс изучает состояние водителя в момент управления автомобилем. Исследования автора, которые нередко становятся сенсацией и попадают на главные страницы изданий, построены вокруг простого, на первый взгляд, вопроса: о чём мы думаем, когда находимся за рулем? 


Приятный звук захлопывающейся двери Cayenne. Линн Пирс медленно выдыхает. Вот уже много десятилетий современный автомобиль является для профессора чем-то вроде убежища: местом, где можно музицировать, медитировать и решать проблемы, местом, где можно почувствовать себя в безопасности и найти вдохновение. Сегодня Линн провела утро в работе над лекциями для студентов Ланкастерского университета, где работает уже 30 лет и занимает пост профессора литературной и культурной теории на кафедре английской литературы и творческого письма. В её голове – ураган мыслей. Или его уже как не бывало? 

«Всякий раз, когда я сажусь в машину, я чувствую невероятное облегчение. Линн Пирс 

«Всякий раз, когда я сажусь в машину, я чувствую невероятное облегчение. Моё тело расслабляется – я всегда с нетерпением жду того момента, когда, наконец, смогу подумать», – говорит Пирс, начиная поездку и медленно съезжая вниз по крутой дороге от своего загородного дома в викторианском стиле.

Особая связь с автомобилем


Рожденная в Корнуолле в семье механика, Линн выросла в окружении машин. Последние 22 года профессор живет на северо-западе Шотландии: за это время она совершила не один 800-мильный заезд в сторону родительского дома, после чего возвращалась обратно к себе – в небольшой город, расположенный в двух часах езды к северу от Глазго.

Первое свое эссе, касающееся автоспорта, Пирс опубликовала в 2000 году – оно называлось «Курс на север/Курс на юг» («Driving North/Driving South» – англ.). За ним последовало эссе «Время вождения: Литературные экскурсии в автомобильном сознании» («Drivetime: Literary Excursions in Automotive Consciousness» – англ.), которое эксперты индустрии охарактеризовали как выдающуюся работу. В нём Линн отмечает, что продолжительные автомобильные путешествия дарят ей «любовь и потребность в вождении, которые в свою очередь, предлагают ценное, поистине исключительное пространство для размышлений. Этому заветному, огороженному от всего остального мира и не подвластному времени занятию ничто не может помешать». «Многие занимавшие меня вопросы, которые касались и моей профессиональной, и личной жизни, были разгаданы в ходе перемещений на авто». Именно эти чувства и особая связь с автомобилем побудили Линн глубже погрузиться в изучение психологических аспектов состояния водителя.

После энергичной езды по извилистым узким дорогам, Пирс поворачивает на A82 – трассу, которую она считает «спасательным кругом» для жителей тихих шотландских общин и своей любимой дорогой во всем Соединённом Королевстве. Включив электрический режим автомобиля, Линн с лёгкостью преодолевает километры дороги, по обеим сторонам окруженной великолепными шотландскими пейзажами. 

Ключ к продуктивному мышлению

«Когда я работала над своей книгой и делилась с окружающими своим интересом к мыслительному процессу человека, находящегося за рулем, ко мне часто относились с недоверием. Действительно, у некоторых есть определённое заблуждение – им кажется, что единственное, на чём мы можем быть сконцентрированы во время вождения – это управление автомобилем. Однако психологи, которые давно интересуются вопросом, уверены: управление автомобилем – кроме того, что оно является одной из самых сложных повседневных задач – также «высвобождает» некоторые ресурсы мозга, помогающие нам мыслить продуктивно», – объясняет профессор.

«Сегодня довольно широко распространено мнение о том, что причина, по которой мы можем довольно быстро погружаться в мечты, обрабатывать различные мысли или даже вести разговор во время управления автомобилем, заключается в том, что центральный исполнительный орган мозга постоянно сохраняет бдительность. Так, он мгновенно возвращает наше внимание к дороге, когда и где это становится необходимым. Вот почему нам гораздо труднее думать об отвлеченных вещах при плохих погодных условиях, в тёмное время суток или за рулём нового для себя автомобиля».

Проведя в размышлениях над литературой и журналистскими текстами столько же времени, сколько и в дороге на английских автомагистралях, Пирс смогла проанализировать тот широкий спектр познавательных и эмоциональных состояний, которые человек испытывает, находясь за рулем.

«Тайм-аут» для решения проблем

«Изучая эйфорию, которая появляется во время езды на высокой скорости, активные мыслительные процессы, а также эмоции от единения с миром природы, возникающие на живописной дороге, я обнаружила, что разные виды вождения активизируют в человеческом мозге различные типы мышления», – рассказывает Линн Пирс.

«Лично для меня эта тема наиболее ярко раскрылась в американской литературе, в частности, в романе Джоан Дидион «Играй как по писаному», который рассказывает о том, как вождение по автострадам Лос-Анджелеса может помочь человеку, страдающему от душевных мук. Активируя определенную часть мозга, вождение помогает нам успокоиться и более взвешенно анализировать проблемы. Вот почему для многих из нас, в том числе и для меня, вождение автомобиля является своеобразным «тайм-аутом» для их решения».

Помимо работы на кафедре английского языка в Университете Ланкастера, Пирс является директором по гуманитарным наукам в CeMoRe – Центре исследований в области мобильности, который с 2003 года занимается исследованиями в области автоматизации и устойчивого развития. Электрические и гибридные автомобили представляют для Центра особый интерес. 


Радость замедления 

«На мой взгляд, быстрое вождение, каким бы волнующим оно ни было, приносит не столько удовольствия, сколько человек получает при движении на низкой скорости. Одна из самых потрясающих возможностей, которые нам дарит автомобиль – исследование красоты природы и окружающих нас пейзажей».

Я люблю пользоваться второстепенными дорогами – неспешное вождение позволяет мне любоваться природой родных краёв. Неповторимые ощущения от управления в тихом электрическом режиме по-настоящему усиливают такой опыт – неудивительно, что первые пользователи электромобилей в начале 20-го века восхищались именно этой тишиной.

Для меня устойчивое развитие автотранспорта – это не только про стремление к безуглеродному будущему. Один из важнейших принципов – придание автомобилю большей ценности, так, чтобы он служил человеку дольше. Такие превосходно спроектированные автомобили, как Porsche, создаются надолго – мне нравится думать о том, что у каждого нового авто впереди долгая «жизнь».

Возвращаясь на пустынную дорогу с одной полосой движения, Пирс открывает окно и мягко останавливает Cayenne. В нескольких футах от нее шотландская хайлендская корова поднимает голову и смотрит прямо в глаза. Профессор улыбается.

Вот они – покой и полная гармония.


Поделиться:
?>
Для любых предложений по сайту: [email protected]